Артем Тимаков » 5 декабря 2023, 17:49
"ПБП-2023", 1200км, 75ч46мин
Старт 20.08.2023 в 18.30, финиш 23.08.23 в 23.16
https://strava.app.link/lJchViVohFbИ небольшой отчёт:- Скрытый текст
- Париж-Брест(фр.)-Париж 2023
Классический супервеломарафон длинной в 1200 километров, который проводится уже примерно 80лет, раз в 4 года. И тут я хотел бы рассказать свой опыт посещения этого мероприятия.
Вкратце о своей веломарафонской карьере: велик я приобрёл летом 2021, а первый бревет я проехал уже осенью, это был Матвеев-Курган 200км, и последнюю часть около 70км я ужасно страдал против ветра и горок, спасибо Дениске, что не бросил и довёз, примерно за 11 часов. Мои друзья-товарищи уже сделали к этому момента эСэРа, и я смотрел на них как на каких-то богов (а на некоторых и сейчас продолжаю). Мне тогда казалось, что проехать 400, а тем более 600км - это что-то фантастическое. Они уже тогда поговаривали о каких-то там заморских супердлинных марафонах, о которых ходят легенды, но я слушал в полуха, хотя видимо зёрнышко закинуто было.
На следующий, 2022 год, я начал кататься более активно, и начал ездит бреветы, и запланировал их в свой рабочий календарь. Успешно финиширов первую двусотку Зерноград в одного, опоздав на час на старт, почувствовал в себе силы продолжать, и проехал 300 Ейск, и предпринял попытку на 400 Северный, но не смог его финишировать и сошёл, за что сейчас ооочень стыдно - проявил слабость. Но это только разожгло интерес, тем более интересный формат Из точки Р на море - и вот есть в копилке Анапа 400. Ну а дальше по собственной неосведомлённости, я решил проехать уже и 600, чтобы оставить себе возможность поучаствовать на следующий 2023 год в этом самом ПБП. Я был уверен, что серия в 2022 году - это и есть необходимая квалификация на участие. 600 Восьмёрку я проехал, и закончил год и сделав с чистой совестью серию.
Зимой пошли разговоры о лете и ПБП в нём, и вот я предрегаюсь на эту штуку, плачУ свои 50€ и случайно узнаю, что ездить все эти бреветы в 2022 году было совсем не обязательно, потому что они всего лишь дают возможность заплатить эти 50€ на две недели раньше, и выбрать типа более удобное время старта. Ох и лютовал я тогда - я понятия не имею какое время старта лучше, мне наплевать!! Короче, оказалось, что квалификацией является прохождение серии 200-300-400-600 именно в этом, 2023 году, выполненной до конца июня. Это было как снег на голову, но до лета было ещё очень далеко, и я решил, что как пойдёт так и пойдёт, вдруг получится. Короче, без лишних букв - всё получилось, и к концу июня, когда нужно было оплачивать окончательный взнос и подтвердить заезды, новая серия 2023 была закрыта. До старта оставалось 2 месяца и я был в хорошей форме, что вселяло уверенность, но в какой-то момент моя любимая грыжа выдала рецидив, и я слёг. А тут ещё и моим товарищам отказали в визах, и желание ехать туда улетучилось. Однако вспомнив, как много сил я вложил в квалификацию к этому звезду, и вообще, это намечалось главным событием моего спортивного года, я в последний возможный день всё-таки доплатил взнос около 100€ - не обеднею, если что, а возможность поучаствовать и мотивацию на ускоренное восстановление я себе обеспечил.
Желания туда ехать одному не было, и поэтому на какое-то время я уже оставил эту идею, тем более оставалось всего полтора месяца, а я нормально пошевелиться даже не мог, не то что катать. Через какое-то время я узнаю что Андрик получает-таки визу, и тут мне уже пришлось брать окончательно себя в руки и делать правильные упражнения по 10 раз в день, залечивая спину, и потихоньку выкатывая. Оказалось, что в нижнем хвате я сидеть совсем не могу, как и на лежаке - спина не позволяет. Кое-как потриатлонил на короткой дистанции, куда заранее был куплен слот, последствий не ощутил, и за месяц до старта было окончательно принято решение таки ехать в Париж.
Для любителей цифр: итого к ПБП у меня был накат за 2023 год примерно 4000км, всего бреветов за 22-23 год 9 штук, а общий велонакат в жизни около 10 000км. Как видите, я не самый опытный велосипедист, поэтому буду оценивать с высоты Своего опыта.
Дочитали?? Теперь, собственно, к самому ПБП 2023 и МОЕМУ опыту и ЛИЧНОМУ мнению об этой штуке.
Я прочитал отчёт Терыча, и посмотрел пару не очень информативных роликов, и решил что собственный опыт гораздо важнее, и строил свою подготовку на этом. Хоть и с велосипедом я подружился недавно, всякого опыта имею в запасе достаточно, чтобы понимать примерно, что меня ждёт. Боль и страдание конечно, что же ещё!! Поэтому я понимал, что доехать можно будет только на морально-волевых, так как подготовка сильно смазана, и расчитывать приходится только на ограничения в Голове, которые придётся подвинуть на 90 часов. Ну и велик я обслужил, поставил 11-34 сзади, спереди большую 50 звезду не нашёл, оставил 52, а маленькую 34. Всё это конечно в последний день перед выездом, без тестирования, кое-как настроил передний переклюк, как-нибудь доедем. Одолжил баул, бахилы, разобрал велик и заботливо уложил в коробку.
Добирался я в Париж из Будапешта на автобусе, 21 час сидя в пути. С трудом (за 10€ мимо кассы) договорился с водителями, чтобы мою огромную коробку всё-таки погрузили, и без приключений добрался. В гостинице поселился по соседству с нашими ростовскими Андреями, и весело и в сборах провели аж двое предстартовых суток.
Короче, на следующий день съездили, зарегистрировались, получили стартовые номера и ништяки, покатались по вечернему Парижу, и легли отдыхать.
Утром окончательные сборы, и выдвинулись на старт. А там всё кишит велоспортсменами-марафонцами разных видов, национальностей и вероисповеданий.
Велики у всех обвешаны - кто на что горазд, прям выставка "чёвзятьссобойнамарафон" искусства.
У некоторых баулы на вилке, раме и целый багажник приделан, что вызывало у меня искреннее непонимание и сомнения - а всё ли я взял?? Казалось, что все вокруг опытные-преопытные, а ты такой тут мальчик с улицы, залётный. У других наоборот, маленькая подсидельная сумочка и всё. Понятно, что конец августа, на улице 35°, но судя по прошлым годам ночами-то ожидалось прохладность... Тут у меня начинались сомнения в другую сторону - нафига я столько всего с собой взял ?? Но подавляющее большинство были снаряжены примерно так же, как и я - один большой баул, и маленькая сумочка на раме. Забегая вперёд - считаю что взял всё нужное, пользовался почти всем. Раз уж так детально всё расписываю, расскажу и что конкретно это было: с учётом прогноза погоды (тепло, даже ночью минимум +10°), стартовал в коротком джерси и велотрусах. С собой ветровка, длинные штаны, рукава, баф, отражающие ленты вместо жилета. Тёплые перчатки и шапку выложил в последний момент. Запасные велотрусы (по плану было выкинуть на середине дистанции старые и драные, в которых стартовал - так и сделал), вторые очки с прозрачными стёклами, второй задний и передний фонарь, всякая фарма (регидрон, гельчики, солевые таблетки, жопная мазь и аптечка от асфальтовой болезни), пару булок и бананов + сникерс н/з. Два пауэрбанка (10 и 20), запасные батереи к фонарям и провода. К баулу снаружи примотал резинкой строительную пенку, чтоб подкладывать под себя, если на сырой земле придётся почивать. Не понадобились: штаны (пару раз хотелось надеть, но лень было лезть, перетерпел. Хотя надевал после душа на ночёвку, так что пригодились), второй большой пауэрбанк (тяжеленный и здоровенный, злился на него всю дорогу. Но запугали, что очереди на розетки везде, решил не рисковать), гоупрошка, которая разрядилась на старте, поэтому кина не будет, заряжать лень было, особенно вначале, когда ажиотаж. Также как и телефон, который доставал только на остановках иногда. Не хватало: полотенца и мыльного чего-нибудь. За всю гонку бревет зарядил один раз телефон, один раз фонарь, и за 50км до финиша велокомп стал просить питания, 5% оставалось, наверное дожил бы. Даже половину маленького пауэрбанка не израсходовал. Розетками нигде не пользовался, даже не видел ни одной - не искал. На заднее перо повесил самый дешманский маячок за 2€ на двух батарейках 2032: машин на дорогах почти нет, такого хватает с головой, батареек хватило. Головной свет был представлен двумя фонарями - маленький от юсб заряжаемый, и побольше и поярче на больших аккумуляторах. Маленьким пользовался когда ехал в большой группе, большим - в одиночестве.
Технические подробности окончены, теперь - к заезду!! Старт организован волнами, каждые 15 минут примерно по 200 человек. Я стартовал ближе к концу протокола, в 19.30 часов. Приехали мы заранее, из гостиницы нас выгнали, поэтому тусовались на жаре под огромным деревом большим русскоговорящим кружком. Поели с Андриком макарошек в китайской забегаловке, взяли с ещё собой, потом спали, трындели, некоторые нервничали. Я присоединился к последним, когда увидел, что на старте идёт проверка снаряжения, где необходимо предоставить светоотражающий фирменный жилет, выданный организаторами накануне. Я же бережно уложил его в чемодан, а с собой взял просто отражающие ленты. Уточнив, оказалось, что необходим именно жилет от организаторов, и мой не годится. Я заметался по поляне, в поисках свободного, но всем, естественно, нужен был для себя. До старта полчаса, я прыгаю на велик и гоню на выдачу стартовых пакетов. Всё уже закрывается, меня отправляют в какой-то магазин за 2км, но я выпрашиваю хоть какой-то любого размера, и волонтёры сжаливаются и выдают мне новенький. Спасибо им, мчу на проверку, всё ок. Потихоньку продвигаемся к стартовой линии, жара давит - ещё не стартовали, а уже вымотались... Плана на гонку у меня никакого не было - поеду как едется, а там разберёмся. Обычно я стараюсь ехать столько, насколько меня хватит. Поэтому со старта я решил держаться за лидирующие группы - просижу сколько могу, а там найду себе компанию по силам.
Старт!! Сразу перемещаюсь к голове группы, и найдя безопасное колесо впереди, вероломно отсиживаюсь в огромной толпе примерно пару часов, пока не темнеет, и группа не разваливается, чтобы надеть жилеты и попить водички на ПП. А мой-то новый, в целлофане, пока я его раздербанил, основная пачка уехала. Ладно, бросился догонять, уж больно хорошо ехали. Но тут меня настигает мотороллер организаторов, и маршал заставляет меня включить задний фонарь. А для этого надо остановиться, короче, отстал я безнадёжно. Еду среди огромного числа велосипедистов, обгоняю предыдущих стартовавших, пока один из попутчиков не пытается выяснить у меня, что-то про Котроллёров. Я хз чё он хочет, проверяю фонарь - горит. Объясняю, что они меня за фонарь остановили, но общего языка не находим. Пофиг, едем дальше. Примерно на 150км слышу русскую речь - оказались парочка сильных триатлетов, живут в Мюнхене. Едем, трындим, они наваливают, я держусь. И тут выясняется наконец, что тот француз за контролёров вещал - оказывается на жилете на спине у меня огромными буквами написано Controller!! Видимо, волонтёры выдали жилет "какой был", а был организаторский. Посмеялись, ну и поехали дальше. Они от меня уехали, а я в какой-то момент осмелел, освоился, и стал развлекаться. Силы ещё были, ночь-темно, я почти всех обгоняю, почему бы и нет!! На ПБП запрещено использовать моргающие задние маячки, чтобы не раздражать сзадиедущих. И всё равно попадались такие, так вот подъезжаю я к таким, обгоняю, чтобы надпись мою видно было, и говорю им - выключай свой флэшлайт режим!! Они спохватывались, чё-то там переключали... Чувствовал себя Остапом Бендером в милицейской фуражке .
Перед первым пунктом контроля на 200км встречаю Андрика Шкурина, он стартовал раньше меня, пробился, а щас совсем плох - в горку еле ползёт, заголодал бедняга. Заезжаем на ПП, отмечаем свои книжечки и идём в столовку. Пока не очень понятно, что происходит, глаза разбегаются, что делать, куда ходить, толпы людей снуют, ночь-полночь... Садимся перекусить, находим спящего под столом Адриано, который отказывается с нами катить, и уезжаем дальше в ночь. Крутится хорошо, и вскоре я отъезжаю от Андрика, и уже в поредевшей толпе двигаюсь дальше. К рассвету заезжаю на очередной Пункт. Зябко, но скоро выйдет солнце, и наверное потеплеет... Снова что-то ем, стою в очередях, туплю. Выезжаю, по холмикам кручу всё ещё уверенно, и разглядываю местные деревушки. Группы ПБПшников появляются, разваливаются, собираются, отстают, уезжают. Еду в свои силы, больше не терплю ни за кем, только если совпадают скорости. Ещё ночью я сделал, как потом оказалось, очень важное и большое для себя дело: я отключил автолэп и экран велокомпьютера, чтобы экономить батарею. Но у этого оказалась и другая сторона - я не видел постоянно, сколько км я проехал, а значит и не высчитывал, сколько осталось, потому что такие цифры, естественно, пугали.
Всю первую ночь я проехал без сна, и к обеду первого дня в моей голове наконец стал складываеться примерный план. Я придумал себе доехать до Бреста, то есть половину пути, а там уже полноценно лечь спать. С таким настроем появилась промежуточная цель, к котрой я и ехал. Останавливался на каждом Пункте контроля - примерно каждые 80-100км, полноценно питался на каждом, в основном рисом и макарошками с курицей или каким-то мясом и колой. Иногда брал салатик, фрукты и что-то сладкое. Умывался-освежался, потому что жара не унималась. Разок накрыло, остановился просто под деревом посидеть, не доехав до ПП 12км.
На 480км на очередном Пункте питания я встретил своего соседа с гостиницы Дмтрия, с ещё одним русским парнем Игорем. Дальше был перегон до Бреста, и стремительно темнело. Мы погнали вместе, но начался длиннющий нескончаемый подъём на телевышку, и я остался один в полнейшей темноте. И тут я прям приуныл. Надевал-снимал ветровку, останавливался передохнуть, попить-пописать, поправить фонарь - лишь бы не ехать. На спуске мы снова встретились, и к Бресту выкатились примерно в 2 часа ночи. Первую половину я проехал за 30 часов. Свободных спальных мест нет, полотенец и мыла в душе тоже. Выхожу голышом к раковине, набираю полные ладошки пены для рук - будем считать, что я снова чистый!! В фойе освобождается место на сдвинутых креслах, и я занимаю горизонтальное положение, накрывшись своей строительной пенкой.
Не ставлю будильник - понятно что поспать нормально не получится, и в 6 утра окоченев окончательно, иду в столовку, а там только перекус - бутерброд с маслом и сок. Копаюсь долго, и выезжаем около 8 утра с той же компанией в обратный путь. Кроме наших парней, мало с кем удалось пообщаться. Едут в основном одиночками, и как-то попадались такие, кто не очень настроен на поболтать. Или контроллерский жилет их отпугивал может...
Тем временем постоянно идут какие-то горки-спуски, солнце, лето, будний день и жизнь вокруг кипит, настроение хорошее. Через пару часов, оголодав, встречаем волонтёрный пункт питания, и отъедаемся бутербродами с нутеллой.
Километры пролетают, солнце к закату, и нужно придумывать дальнейший план. Дмитрий подсказывает, что кто-то из наших собирается ночевать на ПП 930км, и я решаю поступить также. В какой-то момент я остаюсь совершенно один, и кручу километров 70 в кромешной тьме. Благо дороги хорошие, разметка дистанции тоже, заблудиться почти нереально. Удивляет, что во французских деревнях совсем нет подсветки, и как будто все вымерли. К слову, ни заправок, ни магазинов по всему пути движения почти не встречается, и это тоже меня напрягало. Приходилось заходить в какие-то бары, чтобы немного остыть и выпить колы. Но зато там подают её в стеклянных стаканах и со льдом. Его остатки я совал под шлем, и он ещё долго меня охлаждал. К трём часам ночи я добрался до намеченной цели, помылся и лёг спать. Здесь были организованы спальные места, в зависимости от времени сна оплата за них менялась - от 3 до 6 евро. Я выбрал среднюю категорию, и меня отвели в комнату в каком-то интернате, где на полу были просто расстелены маты, где спали товарищи по несчастью . Ни белья, ни подушек, зато душно. Я заказал разбудить меня через 3 часа, и мгновенно прилип к мату и уснул. Знал бы, что будут такие условия, поспал бы на полу в столовой-спортзале бесплатно. В 6 утра я оказался единственным в комнате, остальные уже уехали, на славу позавтракал каким-то горячим супом, и погнал дальше. К этому моменту я поставил себе новую цель - финишировать быстрее 80 часов, так как складывалось всё всполне неплохо. На пункте питания 1017км подростки-волонтёры встречают в ресторане каждого, и сами набирают и приносят тебе еду, а ты просто ходишь за ними, чувствуешь себя таким важным.
В этот мой третий день, жара и усталость меня совсем измотали. Я стал чаще останавливаться, и даже по несколько минут поливания холодной водой из под крана не возвращали к жизни, и к обеду я словил, видимо, небольшой перегрев или тепловой удар. С тошнотой и вялостью и пониженнлц концентрацией кое-как дотелепался до предпоследнего ПП, отъелся сладкого и уснул прямо за столом. Через полчаса (наверное) очнувшись, двинул дальше. Оставались какие-то 120км и я задал себе новую мотивацию, решив попытаться финишировать до полуночи. Я ехал с опережением лимита примерно на 12 часов, и я мог себе позволить лечь и спать их все, но это было бы для меня совсем не интересно, нафига ж я тогда остальное время так мало спал и ехал ночами?? На последнем ПП я, не изменяя себе, полноценно поел, и последние 50 км уже во тьме пролетел в каком-то огромном паровозе, где я еле успевал цепляться за колесо, и вагоновожатый целенаправленно пытался нас отцепить, что ему успешно удавалось, и к финишу нас доехало только четверо. Это был великолепный полёт, под конец дистанции у меня наконец-то свело икры, но я получил огромный заряд бодрости и эмоций, досидев за ними до конца.
Финишировал я около 23.00, со временем 75 часов. План я перевыполнил, и результатом крайне доволен. Получив этот опыт, я знаю теперь, как ещё улучшить, без особых затрат, но врядли он мне пригодится, повторять пока не планирую.
После финиша русскоговорящей компанией сидели до 2 ночи в столовке, а потом я отправился в конюшни спать. Там уже сделано всё отлично - отдельные раскладушки, одноразовое постельное бельё, не жарко. Лучшая ночь за последние несколько дней.
В итоге весь мой путь можно разделить на 2 ночевки и три дня. Но в общем - это слилось в один большущий длинный день, когда не важно сколько сейчас времени и какой вообще день. Я просто ехал и ехал, не думая, сколько мне ещё осталось. И, как мне кажется, это и был залог моего успешного финиша - я не ждал его. И отключённый экран навигатора сыграл в этом существенную роль. Плюс по ходу я расставлял себе миницели, которые отвлекали меня, и которые казались менее пугающими, чем 1200км верхом на велосипеде. Опять же, у меня сильных страданий не случилось, всё пролетело на одном дыхании практически, не было форсмажоров и поломок, проблем с телом. Всё-таки даже при минимальной подготовке можно вывозить и головой, если правильно к этому подойти. Я знаю, что многие относятся критически к такому подходу, но я не кайфую от процесса всего этого веломарафонства, а от результата - да!! Классно, что смог, и без особых проблем.
Утром пошёл встречать Андрика, снова пообедали, и целый день просидели и протупили в столовке, делясь эмоциями и рассказами. А дальше Париж, хостел, ужин, утром самолёт домой.
Мероприятие для меня получилось неоднозначное: с одной стороны круто, что поучаствовал в этом, с другой - ожидал от него бОльшего. Читая отчёты и впечатления от предыдущих лет, сложилось впечатление, что чуть ли не вдоль всей трассы стеной стоят болельщики и поддерживают тебя, подкармливают и пятюни раздают. По факту - да, хлопают, поддерживают, но в основном одиночки или компании друзей, сидящие в барах, и ты для них - повод прибухнуть просто. Либо ещё есть те, кто ждут "своих" спортсменов - те иногда вообще посреди поля стоят на своих автодомах и хлопают. Конечно, многие прохожие в городах и деревнях машут и что-то выкрикивают, но я ожидал более глобальной поддержки. Но я ненастоящий веломарафонец, остальных ребят из русской тусовки всё более чем устраивало. Следующий "минус" - платная еда в столовках на пунктах питания. Я б согласен был больше стартового взноса заплатить, но чтоб меня кормили базовой едой в неограниченных количествах - макарошки, рис, курица, овощи. Всё остальное - за доплату можно сделать, и окупить всё. Колу всё равно литрами будут скупать за любые деньги, хотя и так она стоила там 2.50€ за 0.5л. Так ещё и еда в этих столовках по вполне себе рыночным ценам, порции иногда довольно маленькие. На обратной дороге заезжал в кафешки по пути, выходило даже дешевле и вкуснее.
Не понравилась мне также организация финиша. Вокруг арки стоит толпа людей, а сразу за линией финиша тупик, откуда загоняют на велопарковку, и всё, про тебя забыли, ты больше никому не нужен - иди куда хочешь. Я не знаю, как организовать правильно, но хочется больше внимания, чтоли... Ты только что трое-четверо суток крутил педали, и если ты не привёз сюда на финиш близких, то и пойти тебе толком некуда, и не с кем поделиться эмоциями и радостью финиша, и все эти зомби-одиночки слоняются, и не знают куда приткнуться. Может, какую-то рекавери зону, шатёр отдельный, баню, фотозону, миниконцерт нонстоп организовать. Но наверное это всё придирки, большинство не понимает этой моей претензии.
Когда я финишировал, как гора с плечь свалилась - я свободен!! Мне не нужно каждые выходные выезжать на велике, чтоб подготовиться, не нужно больше искать запчасти, билеты, гостиницы. Думать что будет если сойду, и как в глаза потом супруге буду смотреть. И как выбираться вообще из глуши французской... В общем, выдохнул свободно не от того, что дистанция закончилась, а что само мероприятие успешно завершилось. После бревета конечно пару дней болело сидалище, а вот онемевшие кончики пальцев на левой руке даже спустя 3 месяца напоминают.
Ещё хотелось бы искренне поблагодарить тех, кто мне помогал в этом длинном пути к ПБП: Андреев за доставку в Париж части снаряги и организации проживания и прекрасно проведённое время; ребят, кто помогал мне советом, подсказками, объяснениями, делился своим опытом; других ребят, которые помогали снаряжением и настройкой велика; всех, кто поддерживал и мотивировал двигаться дальше, а также лично Гарабеда за содействие и помощь!! Без вашей помощи мне бы пришлось гораздо труднее попасть на Моё спортивное событие года.
Подводя итоги, ПБП к посещению веломарафонцам рекоменуется, хотя бы разок оказаться в этом океане единомышленников, окунуться в эту тотальновелосипедную атмосферу здорово. Но повторять для себя смысла не вижу - куча всего существует, что ещё непоучаствовано!!
Последний раз редактировалось
Артем Тимаков 5 декабря 2023, 18:47, всего редактировалось 1 раз.