Как это начиналось
Россия – самая большая страна в мире, она почти вдвое превышает размеры ближайших Канады, Китая и США. После нескольких самостоятельных успешных попыток три энтузиаста предложили желающим в 2012 году совместно пересечь с помощью мускульной силы и двух колёс самую обжитую и освоенную часть России между водными границами. Схожая по духу американская трансконтинентальная гонка уже тридцать лет проходит под сороковой параллелью, наш же первый марафон скользит вдоль сорокового меридиана, пересекая различные климатические зоны, начинаясь у побережья Белого моря в двухстах километрах от Полярного круга и заканчиваясь у побережья Черного моря в субтропиках. Расстояние составляет около 3000 км, участникам было предложено проехать по основным магистралям, соединяющим Север и Юг – федеральным автодорогам М8 и М4, обогнув столичный регион по Золотому Кольцу. Регламент предусматривал не более 15 суток на преодоление этого расстояния, а также полную самостоятельность. Пунктов контроля и помощи не предполагалось, необходимо было лишь отсылать сообщения примерно после каждой сотни пройденных км у определенных населенных пунктов.
На старт 23 июля 2012 года вышли 10 участников из России, Казахстана, Германии, Франции и Великобритании. Каждый имел свои цели – у кого-то это была закатка после 1200-км «Вологда-Онего-Ладога», у кого-то раскатка перед 1600-км «1001 milya», кто-то готовился именно к 3000-км "Сороковому меридиану", кто-то ставил цель проверить себя перед более сложной и скоростной 5000-км RAAM.
Я выехал из Ростова на московском автобусе и просмотрел 800-км участок нашего маршрута (00:48 - 02:25) от Ростова до Богородицка, по которому проезжал в первый и последний раз в своей жизни в июне 2006 года. Дорога стала гораздо шире и качественнее, с приличной техполосой, но еще имелись несколько недлинных узких участков с большими пробками, а также отрезки с ограниченным движением в связи с ремонтными работами и строительством развязок. Машин стало гораздо больше – благосостояние населения стремительно выросло за эти годы, к тому же июль-август – время, когда автомобилисты выбираются на Юг по единственной дороге к морю.
Прибыл в Архангельск на поезде вместе с Юрием Никитиным из Татарстана в 7 утра и, в общем-то, был готов стартовать чуть ли не с перрона. Но по организационным соображениям, после знакомства с английскими участниками и небольшого отдыха/душа/двойного завтрака в квартире гостеприимных Алексея и Ольги, старт марафона был назначен в 11. Все участники наконец собрались возле вокзала и вместе с ребятами из клуба «М8», после интервью с представителями ТВ, двинулись по живописной набережной к знаменитой стеле на въезде в город, напоминающей о том что именно здесь Пётр I отдал распоряжение о строительстве первой в России государственной судостроительной верфи (в XVII веке Архангельск был единственным русским морским портом). После памятных фото я наконец одел шлем и очки, приобрел соответствующее дальней дороге немного отрешенное настроение и двинулся навстречу приключениям…