Преодолеть горную 600-ку я решил еще в 2014 году и тогда же принял участие в итальянском GTB-1000 . Но он не соответствовал Правилам BRM. Поэтому, когда в прошлом году ростовчане зарегистрировали superrandonne «Тур Северного Кавказа», пазл, как говорится, сложился окончательно. Еду!
На майские праздники рванули с женой в Кисловодск изнурять себя нарзаном и велосипедом.
Как ехать такую дистанцию не представлял абсолютно. Опыта полного автонома у меня практически нет. Хорошо, что на форуме «Неоскифов» обсуждалась дистанция и были ссылки на треки в Strave каждого из трех участков Кавказского «трезубца».
Для ориентира взял темп движения Кочевника. Так как на 1 и 2 мая погоду обещали хорошую, то решил выехать 1 мая в ночь, чтобы вернуться в Кисловодск к вечеру 2 мая (планировал уложиться в 30 часов). Помыться-покушать-переночевать и с утра 3 мая двинуть«Эльбрусинг», последние 150 км надеялся, что смогу проехать за 20-25 часов.
Человек предполагает, а Господь — располагает.
Старт 1 мая в 17:00 от Николаевского собора. До Терезе, 30 км — прямая дорога на запад, общий подъем 250-300м, крупнофракционный асфальт, куча «лежачих полицейских» в населенных пунктах Карачаево-Черкессии, серые обочины, серые дома.
После Терезе довольно плавный подъем на перевал Гумбаши, разбитый асфальт, сумерки, пришлось утепляться (колени-рукава-жилет-шапочка), включил свою новую фару — супер. Даже на скорости менее 8 км/ч свет настолько яркий и широкий, что ни какого дискомфортанет. Позже на спуске включал налобник Petzl Nao, но его (не самый слабый в мире налобников) луч терялся на фоне основного света от моей динамо-фары SON Edelux II.
Сама вершина Гумбаши мало выражена, высшая точка совпадает с отворотком на всесезонный высокогорный туристический комплекс «Мара». Уже начав спуск, пришлось остановить попутку и выяснить сей факт у местных жителей. Вернулся на 1 км и сделал запись вмаршрутной книжке и фотографию. Вообще, эти селфи, да еще ночью немного доставали. Картина маслом: в одной руке смартфон, в другой руке каска с включеным фонарем, в кадр должен войти дорожный знак, велосипед с табличкой на раме и кусочек твоей физиономии.На фотографиях от одного КП к другому взгляд становится все более безумным.
Перевал симметричный, спуск это такие же 20-25 км, но разбитый асфальт не дает ни расслабиться, ни разогнаться. В итоге средняя скорость спуска не многим более скорости подъема, увы.
Ночью велосипедист с фарами на деревенских собак производит магнетическое воздействие. Половина псов так тоскливо и тягостно воет, словно мимо них проезжает их собачья смерть. Вторая половина бросается в погоню за тобой откуда-то с откоса с отчаянным лаем,глаза как два огонька, шерсть дыбом, слюна на морде как пена.
Карачевск встретил ровным асфальтом, стала проявляться усталость, голод и желание поспать. Проехал Косту Хетагурова и в Орджоникидзевском зашел в уже закрывающийся придорожный магазин. Хотел купить какую-нибудь плюшку-колбасу. Однако завязался разговоркуда-откуда-зачем, выяснилось, что хозяйка родом из близкого мне Чусового и, как-то само-собой возникло сперва предложение скушать котлетку с макаронами, а затем и переночевать. Это не расходилось с моими стратегическими планами и я решил прикорнуть до 4 утра.
И вот тут я совершил 2 большие ошибки:
не помылся перед сном и не переоделся в х/б одежду
оставил свои велотуфли в магазине.
Встал по звонку в 4:00, отдохнувший и бодрый, но от вчерашнего пота и соли кожа уже чесалась. Быстро собрался и заправился водой, вскочил в седло. Оп-па, а на ногах-то хозяйские шлепанцы. Магазин открывается только в 7:00. Пришлось поспать еще часик, съелзапасную котлету, поделившись с хозяйской собакой, посидел во дворе. Рассвело еще в 4 часа, но сильно я почему-то не нервничал. Хозяйка проснулась в 6:30, поворчала на непутевых детей, которые все закрыли и спят как убитые, пожелала мне удачи и выпустила за ворота.
До станицы Зеленчукская дорога ровная прямая на запад с небольшим рельефом. В принципе, решил я для себя, это кусок можно проезжать с «лежаком». Зеленчукская действительно оказалась зеленой. Обилие придорожных автосервисов, автомагазинов при довольноровном асфальте, вызывало определенные вопросы. Кафе были закрыты, в магазины решил не заходить, обходился своими, уже надоедающими, сладкими запасами из карманов. «Большой смайлик», как я про себя обозвал РАТАН-600, снаружи впечатления не произвел.Выглядит, как огороженный невысоким забором провинциальный стадион. Через 5 км отвороток на Зеленчукскую обсерваторию, не читал бы Wikipedia, не обратил бы внимания. Покушал в кафе в Нижнем Архызе.
Поворот налево под шлагбаум, указатель на САО. Подъем по серпантину. Качество дорожного покрытия отличное, специальная техника следит за состоянием кюветов и полотна, устраняет последствия камнепадов. Практически итальянского качества серпантин. На верхуоткрытое пространство, ветренно и моросил дождик. Общепита ни какого нет, зато можно посмотреть как устроен телескоп.
Время уже поджимало, поэтому уехал оттуда быстро. Спуск тоже быстрый, но так как мои навыки даунхила никакие, а на «шпильках» была мелкаягалька, то осторожничал спускаясь. Вместо 2 часов вверх, ушло 2 минут вниз.
Покушал, смазал цепь, заправился водой в кафе в Нижней Ермоловке.
А дальше - сильнейший северо-восточный мордодуй до Карачаевска. Проезжая по окраине города решал две задачи: где покушать и ехать ли на Гумбаши. Там впереди над перевалом собрались тучи и сверкали молнии. В результате все кафе пропустил. Уже на выезде изгорода зашел в магазин, но так как больше переживал за погоду, то проблемам живота уделил ноль внимания, только Кока-колу купил. Эта небрежность и аукнулась на подъеме.
Опять разбитый асфальт. К Нижней Маре тучи рассеялись, гром и молнии ушли куда-то на юг, пришла послеобеденная жара и голод. В Верхней Маре ехал уже на автопилоте, воды во флягах нет, магазинов нет, мыслей в голове тоже нет. Выезжая из села в ответ натрадиционный вопрос местных мужиков, сидящих на обочине: - Куда едешь, брат? Бормочу себе под нос: - Туда где есть еда.
- Вах, зачем так далеко? Давай к нам.
- Мне бы только водички.
- Давай, давай, пошли. Садись, кушай, пей. Рассказывай.
Однако, видя мое уставшее состояние, расспросами сильно не донимали. Накормили тем, что и сами ели: картошка жареная, баранки с чаем, масло с хлебом. Свежего молока хотелось, но я не рискнул. Соленого мяса тоже не стал брать в дорогу. От трех стаканов горячего чая — синдромобкрадывания. Вся кровь от сердца и головы ушла к желудку. Падение в обморок предотвратил мягкий хозяйский диван на полчаса.
Проснувшись, поблагодарил хозяина, пожелал хозяйке всего хорошего и двинул дальше на перевал.
Привычная фотография на перевале Гумбаши, еще не темно. Спуск по разбитому асфальту в Терезе.
В 21:00 фотография и отметка на КП. По моему первоначальному плану в это время я должен был уже возвращаться в Кисловодск. А впереди у меня еще «кусочек» в 160км до Кызыл Калы и обратно.
Снова наступаю на старые грабли - планирую движение в горах в километрах. Рассуждаю так: «сотку» еду 4 часа, значит и эту «полторашку» за 6 часов одолею, еще час до Кисловодска, значит отдохну с 4 утра до 6-7 и уеду на последний «кусочек» для которого останетсяоколо 20 часов.
Абсолютно пустая дорога до утра. Хороший рельеф, пара «перевальчиков» 800-1300м. Село Красный Восток — готовится ко сну, магазинов нет. Посередь ночи приезжаю в Эльторкач. На улице группа молодых ребят, спрашиваю про магазины. В ответ:
- Нет, это деревня, брат.
Новая Джигута, поворот на юг. На улицах еще есть молодежь. Пытаются объяснить где расположена труба из которой можно набрать воды. В ночи — бесполезное занятие. Не столько хочется пить, сколько мучает голод. Осталась пара гелей, но без воды — не торт.
Особый оптимизм вселил в меня совет от подростков быть осторожным в Кызыл-Кала:
- Там домов нет, река, ущелье. И да, там шакалы, волки есть.
Где-то посреди Джигуты (длинная деревня вдоль дороги в небольшой подъем) обгоняет «шестерка». Молодой водитель, прослышав о моих поисках воды, объясняет, где есть спуск к реке, затем предлагает подвести до родника. Узнав, что нельзя, предлагает вернуть меня отродника обратно — еще хуже. Расстаемся. Не на долго — через 10 минут он вернулся набрав для меня полную бутылку воды в роднике. Господи, храни добрых людей.
Пью воду, ем воду с гелем. Неожиданно приезжаю на мост в Кызыл-Кала.
Действительно асфальт заканчивается сразу за мостом, хотя трек уводил куда-то дальше, но то была, видимо разведка. Устраиваю «фотосессию» и сваливаю обратно.
До поворота в Новой Джигуте — под горку. Горят сбитые ладони. Пятая точка не дает присесть. Подъем на Эльторкач проезжаю в сопровождении «восьмерки» которая терпеливо плелась за мной километров 10, освещая путь. Ближе к вершине подъема водитель поравнялся,приоткрыл окно, спросил все ли нормально и смогу ли ехать дальше.
Обратный профиль этого «аппендикса» я уже представлял. Ехал насколько мог ровно. В подъем только стоя. На спуске изображал сидячую позу.
Естественно «втыкался», благо дорога была пуста. С первыми проблесками рассвета возвращаюсь в Терезе, «фотосессия».
В Кисловодск дорога под горку, плюс легкий попутный ветерок. Еду стоя, изредка подкручивая, борюсь со сном из последних сил.
* * * * *
Решение о том, что прекращаю уже принял. Ни погода, готовящаяся к дождику. Ни дефицит времени (до 5:00 утра 4 мая оставалось еще больше 20 часов) были тому причиной.
Физическая неготовность. Да, сбил ладони. Да пятая точка не позволяла присесть. Но, самое поганое, появилось ощущение, что я залез в долг, который только увеличивался. Сердце даже в покое билось гораздо чаще, чем 100 раз в минуту.
* * * * *
В Кисловодске помылся, поел мяса от души, поспал. Доводы моей второй (лучшей) половины о пользе раннего выезда на Эльбрусинг, о кратковременности дождя и чувстве удовлетворения от полностью выполненого дела были многословны и очень убедительны. Я даже изобразил глубокую задумчивость, лежа в постели с чистыми памперсами в руках.
Где-то далеко над Эльбрусом всходило солнце. Я несся по серпантину вниз не останавливаясь до самого Кисловодска. Утром с цветами меня встречала Света. В Екатеринбурге мужики уже начали подыскиватьмраморную или даже гранитную глыбу, чтобы к приезду изваять бюст героя.
Но стоило мне сесть, как первая половина напомнила о себе острой болью в пятой точке.
Я изрек очередную банальность, что-то типа: истязать себя нарзаном не менее тяжело, но гораздо полезней, чем велосипедом. И лег спать до вечера.
* * * * *
Результаты и выводы:
Прочитал много интересной информации об исследовании космического пространства.
Прокачал навыки прохождения среднегорных перевалов и ночной езды.
Вечерний старт имеет право на жизнь, первая ночь должна быть без сна.
Трафик — не является проблемой на этой дистанции.
Покрышки 28 мм, антипрокольные возможности (Vittoria Randonneur) — это хорошо.
Наличие FuelBag + FrameBag повышает комфорт использования и эффект от SaddleBag.
На этом участке дистанции возможно использование «лежака», особенно, если в тактических рассчетах предполагается сокращение времени прохождения равнинных кусков.
Во время ночного движения с фарой SON Edelux II можно отказаться от использования налобного фонаря. Налобник может быть нужен для:
а. ремонта
б. ночного фотографирования на КП
При планировании сна необходимо иметь х/б белье.
Крем, влажные салфетки, зубная паста.
Горячая еда, и да, мне нужны перерывы в движении каждые 70-100км.
Проблема пятой точки остается актуальной.
Мой
трек в Strava.
* * * * *
Мои благодарности:
Спасибо Вадиму и Андрею за подготовку маршрута и ценные советы.
Спасибо продавщице из Орджоникидзевского магазина, накормившей меня и давшей ночлег.
Спасибо мужикам из Верхней Мары, поделившихся со мной ужином и диваном.
Спасибо школьникам из Джегуты предостерегших меня от шакалов и волков.
Спасибо водителю «шестерки» за бутылку воды.
Спасибо водителю «восьмерки» за ночное сопровождение на перевал.
Спасибо Светлане за мотивацию на подвиг, за тревогу и ожидание.